|
|
А летать он хотел с той самой поры , как помнит себя. Пятилетним пацаном «морячил» Юрка Антипов с отцом Дмитрием Михайловичем и матушкой Натальей Афанасьевной на Волге. Отец был капитаном речного суденышка, мать – поваром и по совместительству фельдшером судовой команды. Весной, как только заканчивался на реке ледоход и начиналась навигация, Антиповы забирали с собой сына и все лето ходили с ним от Астрахани до Горького, возили на авиационный завод гравий и песок. На тот самый самолетостроительный завод , куда в огненном сорок втором году пришла четырнадцатилетней девушкой Наталья Афанасьевна. Строили там грозные штурмовики – Илы. На лютом морозе, почти под открытым небом, падая от голода и усталости. О том жутком и героическом времени мать часто рассказывала сыну. Может, те ее воспоминания и зародили в душе мальчишки мечту о полете. Впрочем, были и еще духовно близкие люди, которые помогли ему сделать свой выбор в жизни окончательно и бесповоротно. В Североморске служил родственник Юрия Антипова – Евгений Николаевич Кучер. Был он морским летчиком и почти каждое лето приезжал к Антиповым в отпуск. Юрка откровенно завидовал морскому асу и втайне мечтал когда - нибудь стать таким же бравым морским летчиком.Он уже оканчивал школу, когда Евгений Николаевич Кучер сделал юноше символический подарок – флотскую кремовую рубашку.
- Носи, Юрка, обнову и непременно стань морским летчиком, – напутствовал он Антипова-младшего.
Рубашка флотская оказалась «счастливой». В ней Юрий Антипов отправился поступать в летное училище и представьте себе, поступил. Хотя конкурс был – лучше и не вспоминать. Правда, в училище его переодели во все сухопутное, и о флоте, увы, пришлось забыть на долгие, долгие годы...
Выпускника Ставропольского высшего военного авиационного училища летчиков и штурманов лейтенанта Юрия Антипова направили в Туркестанский военный округ. Летали в ту пору много: по три летные смены в неделю. Когда лейтенант Антипов твердо встал на крыло , начались боевые дежурства. В составе звена истребителей он охранял космический полигон Байконур. Стал старшим летчиком, переучился на новую технику...
Очередное назначение было для него естественным и закономерным. Старшего лейтенанта Юрия Антипова как наиболее подготовленного пилота направили в истребительный полк особого назначения , так называемых « ночных ангелов - хранителей » . В Афганистане уже полыхала война , и каждую ночь наши тяжелые Илы доставляли туда технику , людей и вооружение. «Ангелы-хранители» прикрывали их с воздуха, сопровождая транспортные самолеты через границу до аэродрома посадки.
Юрий Дмитриевич вспоминает:
- Летали только ночью. Посадку производили на одном из горных аэродромов Афганистана. Он располагался на высоте 1.400 метров над уровнем моря. Воздух разрежен. Посадка в таких условиях затруднена. Обычным высотомером пользоваться было нельзя: врал безбожно, высоту определяли с помощью радиовысотомера... Ничего , справлялись, садились, заправлялись от тех же транспортных Илов топливом и вновь уходили в полет...
Вспоминает Надежда Васильевна Антипова:
– Служили мы тогда в Узбекистане, на аэродром е Карши. Отличный аэродром был, жаль, сейчас там американцы базируются. Юрий дни и ночи напролет находился на аэродроме. И не один он. Помню, наступал 1979 год. Вечер, пора садиться за столы праздничные, а все мужчины наши на аэродроме. Тогда насобирали мы закусок всяких, пирожков, печенья, термосы с чаем прихватили – и к ним. Такое не забудешь.
Шесть лет ходил за кордон на краснозвездных МиГах Юрий Антипов, водил в афганском небе звено, потом – эскадрилью, вырос до заместителя командира авиационного полка, получил звание майора и был награжден боевым орденом... Потом пришло время постигать академические науки, и в 1987 году молодой «академик» подполковник Антипов принимает авиационный полк на аэродроме Вещево в ЛВО.
8 марта 1988 года – еще одна боевая веха на служебном пути военного летчика...
Вечерело. В городке авиаторов зажигались огни, люди рассаживались за праздничные столы, когда внезапно была объявлена тревога, и все мужское население гарнизона устремилось на аэродром. Командир полка подполковник Юрий Антипов принимал на военный аэродром гражданский рейсовый Ту-154. Самолет был захвачен террористами Овечкиными . Бандиты требовали дозаправить самолет топливом , чтобы далее махнуть за границу. Военный аэродром надо было срочно замаскировать под гражданский, чтобы бандиты не заподозрили подвоха, и задержать его под любым предлогом на час, пока не подоспеют к нему спецназовцы.
Изменить «физиономию» аэродрома вот так сразу наспех сделать его цивильным было почти невозможно. Но командир полка и его заместители многое все-таки успели сотворить. Террористы после посадки так и не поняли, где находятся... Правда, последовавший затем штурм самолета спецназом был неудачным. Почти полгода находился под следствием командир полка подполковник Антипов, как будто именно он был повинен в том, что произошло на борту пассажирского лайнера. Его оправдали, конечно, и даже наградили медалью. Но переживания запомнились больше.
Новую веху в истории страны полковник Антипов встретил в Тирасполе, где был назначен заместителем командира авиационной дивизии . Между Молдавией и Приднестровьем начались кровавые « разборки » , фактически гражданская война , замешанная на националистической закваске. Бумерангом она била и по нашим войскам, которые в то время находились в Приднестровье и пытались примирить враждующие стороны. Семьям военнослужащих оставаться в военном городке было опасно. Переселились в штабы и казармы. Перебралась с семьей в штаб дивизии и Надежда Васильевна. Здесь вместе и обитали, пока Антипов не получил новое назначение.
1992 год стал для Юрия Дмитриевича Антипова особым, знаковым: он вновь надел на себя «счастливую» флотскую рубашку и после курсов в военной морской академии был назначен начальником боевой подготовки авиации Балтийского флота. И как награда за труды ратные – генеральские звезды, а в 1996 году – Академия Генерального штаба. после окончания ее – новая высокая должность: начальник боевой подготовки авиации ВМФ.
Позже Антипов принял авиацию Тихоокеанского флота. Трудные то были времена. Многие полки и эскадрильи были основательно урезаны в результате военного реформирования, летали редко. Не хватало топлива, запчастей и многого другого для нормальной жизнедеятельности морской авиации. С приходом генерала Антипова на должность командующего ВВС ТОФ ни топлива, ни новой техники в частях авиации не прибавилось. Но, удивительное дело, авиаторы стали обходиться тем малым, что было у них на аэродромах и складах. Это «малое» направлялось на решение самых важных и необычных задач. Одна из таких проблем – профессиональный рост молодых летчиков и штурманов. Более полутора лет понадобилось генералу Антипову, чтобы сломать у командиров и начальников различных уровней сложившиеся стереотипы отношения к молодым пилотам. И уже в этом году авиации флота удалось подготовить к самостоятельной работе в небе двенадцать (!) молодых экипажей, чего не наблюдалось уже многие годы... Больше стало порядка на аэродромах, в казармах и штабах морской авиации – это еще одна высота, которую удалось взять генералу Антипову и его команде. А теперь новая, и вовсе заоблачная. Все ВВС и ПВО Военно-морского флота на его плечах.
На снимке: генерал-лейтенант Ю. АНТИПОВ. Фото подполковника А. СТЕПАНОВСКОГО.
|
|
|