Антипов  Юрий  Дмитриевич
Михаил Чевычелов
  << на главную  
газета"Красная звезда"
август 2003год
             
архив
       
        Юрий  Антипов любит незабываемые мгновения полета, когда небо словно опрокидывается  на тебя, а ты пронзаешь его своими серебряными крыльями,  легко и свободно поднимаясь над грешной землей все выше и выше. От этой беспредельной высоты захватывает дух. Сначала он испытал  нечто  похожее  в  далеком   уже   семидесятом   курсантом  Ставропольского высшего военного  авиационного    училища.    Потом   были   годы  офицерского   становления  и  летного возмужания, полеты на грозных «Сушках» и  МиГах.
      Антипов    освоил     десять   типов   летательных    аппаратов ,   прошел    все   должностные ступени – от   рядового   летчик  а  до  начальника  ВВС  и  ПВО Военно-морского флота России.  Жажда полета и высоты  по-прежнему  живет  в  нем молодо  и  неистребимо.

            А   летать  он  хотел  с  той  самой   поры , как   помнит  себя.  Пятилетним пацаном «морячил» Юрка Антипов с отцом   Дмитрием   Михайловичем  и  матушкой   Натальей  Афанасьевной  на  Волге.  Отец  был  капитаном  речного суденышка, мать – поваром и по совместительству фельдшером судовой команды. Весной, как только заканчивался на  реке  ледоход  и начиналась  навигация,  Антиповы  забирали с собой  сына и все лето ходили с ним  от Астрахани до Горького, возили на авиационный завод  гравий  и  песок.  На  тот  самый   самолетостроительный  завод ,  куда  в  огненном  сорок  втором  году   пришла  четырнадцатилетней  девушкой Наталья Афанасьевна. Строили там грозные штурмовики – Илы.  На  лютом  морозе,  почти  под  открытым  небом,   падая  от  голода и усталости.  О том жутком и героическом  времени мать часто рассказывала сыну.   Может,  те  ее воспоминания  и  зародили  в  душе мальчишки мечту  о полете.  Впрочем,  были  и  еще  духовно близкие  люди,  которые  помогли  ему сделать  свой выбор в  жизни окончательно  и  бесповоротно. В Североморске служил родственник Юрия  Антипова – Евгений  Николаевич  Кучер.  Был   он  морским   летчиком   и  почти  каждое  лето  приезжал  к  Антиповым  в  отпуск.  Юрка откровенно завидовал морскому  асу  и  втайне  мечтал  когда - нибудь  стать  таким же бравым морским летчиком.Он уже оканчивал  школу, когда  Евгений  Николаевич  Кучер сделал юноше символический подарок – флотскую кремовую рубашку.
   - Носи, Юрка, обнову и непременно стань морским летчиком, – напутствовал он Антипова-младшего.
         Рубашка  флотская  оказалась  «счастливой».  В ней Юрий Антипов  отправился  поступать  в летное  училище и представьте  себе,   поступил.  Хотя  конкурс  был – лучше и не вспоминать. Правда, в училище его переодели во все сухопутное, и о флоте, увы,  пришлось  забыть  на долгие,  долгие  годы...
        Выпускника   Ставропольского   высшего   военного   авиационного   училища  летчиков  и  штурманов лейтенанта Юрия  Антипова   направили   в   Туркестанский   военный   округ.  Летали  в   ту  пору  много:  по три летные  смены  в неделю.   Когда   лейтенант   Антипов   твердо   встал  на   крыло ,   начались   боевые   дежурства.   В  составе  звена  истребителей  он  охранял космический полигон Байконур. Стал старшим летчиком, переучился на новую технику...
        Очередное назначение было для него естественным и закономерным. Старшего лейтенанта Юрия Антипова как наиболее   подготовленного   пилота   направили   в  истребительный   полк  особого   назначения ,   так   называемых   « ночных   ангелов - хранителей » .   В   Афганистане   уже  полыхала   война ,   и  каждую  ночь  наши   тяжелые   Илы  доставляли   туда   технику ,  людей  и  вооружение.   «Ангелы-хранители»   прикрывали   их  с  воздуха,   сопровождая  транспортные  самолеты  через  границу  до аэродрома посадки.
        Юрий Дмитриевич вспоминает:
 - Летали только ночью.   Посадку  производили на  одном  из горных аэродромов  Афганистана.  Он располагался на высоте  1.400   метров   над  уровнем   моря.  Воздух   разрежен.  Посадка  в  таких  условиях  затруднена.  Обычным  высотомером  пользоваться   было  нельзя:  врал  безбожно,  высоту   определяли  с  помощью  радиовысотомера...  Ничего ,  справлялись, садились, заправлялись от тех же транспортных Илов топливом и вновь уходили в полет...
       Вспоминает Надежда Васильевна Антипова:
– Служили  мы  тогда  в Узбекистане, на  аэродром е Карши. Отличный аэродром был, жаль, сейчас там американцы базируются.  Юрий  дни  и  ночи  напролет  находился  на аэродроме. И не один он. Помню, наступал 1979 год. Вечер, пора  садиться  за  столы  праздничные,  а  все  мужчины  наши  на аэродроме.  Тогда насобирали мы закусок всяких, пирожков, печенья, термосы с чаем прихватили – и к ним. Такое не забудешь.
       Шесть  лет  ходил  за  кордон  на  краснозвездных  МиГах  Юрий Антипов, водил в афганском небе звено, потом – эскадрилью, вырос до заместителя командира авиационного полка, получил звание майора и был награжден боевым орденом...   Потом  пришло  время  постигать  академические науки, и в 1987 году молодой «академик» подполковник Антипов принимает авиационный полк на аэродроме Вещево в ЛВО.
        8 марта 1988 года – еще одна боевая веха на служебном пути военного летчика...
  Вечерело. В городке авиаторов зажигались огни, люди рассаживались за праздничные столы, когда внезапно была объявлена  тревога,  и  все  мужское  население  гарнизона устремилось на аэродром. Командир полка подполковник Юрий Антипов  принимал  на военный аэродром гражданский рейсовый Ту-154. Самолет был захвачен террористами Овечкиными .  Бандиты  требовали   дозаправить  самолет  топливом ,  чтобы  далее  махнуть  за  границу.   Военный аэродром  надо было  срочно  замаскировать под гражданский, чтобы бандиты не заподозрили подвоха, и задержать его под любым предлогом на час, пока не подоспеют к нему спецназовцы.
        Изменить  «физиономию»  аэродрома  вот так  сразу наспех сделать его цивильным было почти невозможно. Но командир полка и его заместители многое все-таки успели сотворить. Террористы  после посадки так и не поняли, где находятся... Правда, последовавший затем штурм самолета спецназом был неудачным. Почти полгода находился под следствием  командир  полка  подполковник Антипов, как будто именно он был повинен в том, что произошло на борту пассажирского  лайнера.  Его оправдали,  конечно, и даже наградили медалью. Но переживания запомнились больше.
    Новую веху в истории страны полковник Антипов встретил в Тирасполе, где был назначен заместителем командира авиационной   дивизии  . Между   Молдавией  и  Приднестровьем   начались   кровавые   « разборки » ,  фактически гражданская  война ,   замешанная  на  националистической  закваске.   Бумерангом  она  била  и  по  нашим  войскам, которые   в  то  время  находились  в  Приднестровье  и  пытались  примирить  враждующие  стороны.                          Семьям  военнослужащих  оставаться  в  военном  городке  было  опасно.  Переселились  в  штабы  и  казармы. Перебралась  с  семьей  в  штаб  дивизии  и  Надежда Васильевна. Здесь вместе и обитали, пока Антипов не получил новое назначение.
 1992 год стал для Юрия Дмитриевича Антипова особым, знаковым: он вновь надел на себя «счастливую» флотскую рубашку  и  после  курсов  в  военной  морской  академии   был  назначен   начальником  боевой  подготовки   авиации Балтийского флота.  И  как награда за труды ратные – генеральские звезды, а в 1996 году – Академия Генерального штаба. после окончания ее – новая высокая должность: начальник боевой подготовки авиации ВМФ.
   Позже Антипов принял авиацию Тихоокеанского флота. Трудные то были времена. Многие полки и эскадрильи были основательно   урезаны  в  результате  военного  реформирования,  летали  редко.  Не  хватало топлива, запчастей и многого  другого для нормальной жизнедеятельности морской авиации. С приходом генерала Антипова на должность командующего   ВВС   ТОФ  ни  топлива,  ни  новой  техники  в частях авиации не прибавилось. Но, удивительное дело, авиаторы  стали  обходиться  тем  малым,  что  было  у  них  на аэродромах и складах. Это «малое» направлялось на решение  самых  важных  и  необычных  задач.  Одна  из  таких проблем – профессиональный рост молодых летчиков  и  штурманов.  Более  полутора  лет  понадобилось  генералу  Антипову,  чтобы сломать у командиров и начальников различных   уровней   сложившиеся   стереотипы   отношения  к  молодым  пилотам. И  уже в этом году авиации флота удалось  подготовить  к  самостоятельной работе в небе двенадцать (!) молодых экипажей, чего не наблюдалось уже многие годы...  Больше  стало  порядка на аэродромах, в казармах и штабах морской авиации – это еще одна высота, которую  удалось взять  генералу  Антипову  и его  команде.  А  теперь  новая,  и  вовсе  заоблачная. Все ВВС и ПВО Военно-морского флота на его плечах.


На снимке: генерал-лейтенант Ю. АНТИПОВ. Фото подполковника А. СТЕПАНОВСКОГО.

     
     
Используются технологии uCoz