История 57 гиап
Владелец фото Котиков С.В.               bulen83@mail.ru
  57 ГИАП
Вещево   Авиаторы
Сайт однополчан Вещево
57 ГИАП  
   Из   исторического    формуляра    57    гиап

...57-й ГИАП был сформирован как 36-й ИАП в Баку на аэродроме Насосная в марте 1938 года на базе двух эскадрилий 70-го отдельного авиаотряда, образованного в 1927 году, и был вооружен самолетами И-16 и И-15 бис. Первым командиром его был капитан Торопчин, комиссаром - батальонный комиссар Миринашвили, начальником штаба - майор Мишин, инженером полка - участник войны в Испании, орденоносец, инженер, капитан Шестерников. В 1939 году группа из 60 летчиков-истребителей и техников была отправлена на Халхин-Гол, в боях погибли три пилота и двое техников, было одержано несколько воздушных побед. Все участники боев были награждены орденами и медалями, а капитан Еременко удостоен звания Героя Советского Союза.
    С началом Великой Отечественной войны 36-й ИАП прикрывал нефтепромыслы Баку, в августе 41-го в составе группировки советских войск участвовал в походе в Иран, в октябре прикрывал Сухуми. Затем, в ноябре 41-го отправился в действующую армию: одной эскадрильей на аэродром Запорожская на Тамани и двумя эскадрильями комполка майора А. Осипова на аэродром Кулешовская под Ростовом. Обмораживая лица в открытых кабинах <ишачков>, летчики поддерживали контрнаступление Красной Армии. Первую победу полка одержал летчик Сергей Азаров. До осени 42-го 36-й ИАП участвует в боях под Ростовом, в Крыму и обороне Кавказа, ведя на устаревших И-16 тяжелые воздушные бои и штурмовки:

...В ноябре 42-го полк выведен в Баку на переформирование и обучение на английских истребителях <Спитфайр>, которые несколько опытных летчиков во главе с командиром перегнали из Ирана. Полк был единственным в советских ВВС вооруженным такими самолетами. 8 февраля 1943 года пришла радостная весть: за боевые заслуги полку присвоено звание гвардейского. С апреля гвардейцы Осипова доблестно сражаются в воздушной битве на Кубани, в июне получают американские истребители <Аэрокобра>. 28 августа в признание боевых результатов полка на аэродроме Тихорецкая ему торжественно вручается гвардейское знамя:

    ...В октябре 43-го после освобождения Тамани в командование вместо Осипова вступил гвардии майор В. Сидоров, ранее штурман полка. Летчики-гвардейцы вели бои над Керченским проливом, в Крыму и при штурме Севастополя, на Украине. С декабря 44-го 57-й ГИАП под командованием Героя Советского Союза, гвардии подполковника А. Беркутова сражается в небе над Варшавой, Восточной Пруссией и Данцигом, 26 апреля 1945 года полк награжден орденом Красного Знамени. Закончили летчики-гвардейцы войну на Одере, под Штеттином, на аэродроме Клютцов, а 14 мая 1945 года перебазировались на аэродром бывшей немецкой секретной ракетной базы Пенемюнде.
    57-й гвардейский заслуженно стал одним из лучших в советской истребительной авиации, воспитав трех Героев Советского Союза. Полк совершил за войну 9572 боевых вылета, провел 455 групповых воздушных боев, сбил 190 самолетов противника, в том числе 59 бомбардировщиков и 101 истребитель, 26 самолетов уничтожил на аэродромах, штурмовыми действиями вывел из строя большое количество живой силы и техники, в том числе до 800 автомашин, 30 танков, 50 вагонов и цистерн.
    В воздушных боях и от огня с земли было потеряно за войну 53 самолета, пал смертью храбрых 41 пилот. Среди них навечно вписанные в боевую летопись полка летчики-герои Алвахишвили, Федоров, Железнов, Авакумов, Радкевич, Мироненко, Кульчицкий: Это открывший счет побед полка Сергей Азаров, погибший в 43-м на Кубани, закрыв в бою от огня своим самолетом командира полка, комэск Виктор Орлов и летчик Павел Ульянов, совершившие на подбитых машинах огненные тараны объектов противника.
    После войны полк стоит на аэродромах Польши и бывшей Восточной Пруссии, а в 1947 году перебазируется в Елец, где осваивает реактивные МиГ-9 и МиГ-15. Однажды во время тренировочного полета загорелся двигатель самолета ветерана полка участника боев 45-го Александра Морозова. Получив команду катапультироваться, пилот не покинул машину - под ним был город. Чудом вытянув за окраины горящий самолет, летчик погиб, спасая жизни людей. Похоронен герой на центральной улице Ельца:

...Отечественная не стала для полка последней войной. С октября 1950-го по март 1952 года весь его состав принял участие в боях корейской войны, где пилоты одержали немало славных побед, понесли и потери, о чем приказано было молчать сорок лет, а ордена получать негласно:
    С марта 1952 года 57-й ГИАП, включенный в состав войск ПВО страны, стоит на аэродроме Вещево под Выборгом. В 60-е годы в полку проходил службу будущий космонавт и дважды Герой Советского Союза Петр Климук. В июне 1978 года личный состав и техника были распределены по другим полкам ПВО, а гвардейское знамя, печать и формуляр части были переданы в 991-й истребительный полк в Бесовце под Петрозаводском, который принял имя 57-го гвардейского:

    Большой вклад в безаварийную летную работу при переучивании и несении боевого дежурства внесли заместители командира полка Н. Пырков, Л. Магеро, Л. Зинкович, Н. Дунюшкин, начальники штаба Ю. Новоселов, А. Успанов, В. Волынец, начальники политотдела В. Фильов, Д. Легейда, командиры эскадрилий Б. Евсеенков, И. Мартыненко, А. Ульянов, В. Самсонов, М. Лукьянцев, начальники штабов эскадрилий Г. Галиханов, В. Новиков, А. Тупик, В. Дубровский, командиры звеньев В. Бацев, В. Никурашин, начальники ПДС А. Каримов, В. Евстратенков и многие другие отличные летчики, полковые инженеры А. Рыхлов, П. Шерешев, В. Марутик, В. Гулаков, Ю.Качанов, А. Пригода, Г. Бершадь, Р. Полевой, В. Демидов, В. Ефимович, инженеры эскадрилий В. Новак, П. Еременко, Ю. Шишкин, А. Цукало, начальник ТЭЧ Г. Бут, техники звеньев А. Волосюк, В. Гуркович, Г. Шуляр, немалую роль играла и метео-служба во главе с Н. Богуславским и В. Казаченко, синоптиками А. Галиным, В. Бедновым, А. Оконечниковым и Л. Богуславской.

    ...В 70 - 80-е годы полк, успешно и безаварийно выполнив задание по переучиванию на перехватчики Су-15 ТМ, неизменно показывает на ежегодных полигонных учениях и стрельбах над Баренцевым морем и Ладогой, в Ашулуке, Красноводске, Сары-Шагане отличные результаты. На учениях 1979 года по теме <Вывод из-под удара противника> полк сумел всего за 45 минут с момента подачи сигнала тревоги осуществить взлет всех своих самолетов:

    ...11 апреля 1990 года в полку произошла трагедия - при выполнении вылета с инспектором погиб командир В. Весельницкий. А в начале ноября пришел приказ о срочном перебазировании на аэродром Алыкель под Норильском. Это вызвало акции протеста и обращения к властям и СМИ со стороны жен военнослужащих и большой общественный резонанс по всей стране. В середине ноября 57-й ГИАП совершил перелет на не готовый к приему норильский аэродром, затем его командир А. Носков был снят с должности, полк принял Е. Коротков. На новом месте началось переучивание на МиГ-31, но осенью 1993 года 57-й гвардейский был расформирован в ходе продолжающегося сокращения Вооруженных Сил.

 Редакция газеты "Карелия"

                                         Сергей ЛАПШОВ  

 

Яндекс.Метрика